Том 1, глава 10:

Валинор

Итак, из Эдинбурга я вернулся обратно в Нью-Йорк к Кейт, Сайрусу и Ингрид. Мой отпуск оказался чуть менее бессмысленным, чем ожидалось — я наелся киви, нашел интересные аномалии, исследовал измененные Взрывом миры и в целом смог отвлечься от неприятных последствий «приключений» в Шотландии. Разумеется, по возвращении я почти сразу о них вспомнил, но это другая история, которая, судя по настроению Кейт, включает в себя много таблеток.

Весь этот блог — тоже их идея. То есть, я не уверен, что Сайрус имеет к этому какое-либо отношение помимо излучения общей доброжелательности, но Кейт и Ингрид определенно сговорились. По каким-то причинам все очень беспокоятся из-за моего состояния, что и заставило моих друзей придумать план по вынуждению меня написать и выложить в Интернет свои мемуары. Кейт привела много хороших (или, по крайней мере, очень длинных и громких) аргументов, а Ингрид просто молча смотрела на меня, пока я не сдался и не согласился. Сообща мы (они, на самом деле) решили начать с писем из моего кругосветного путешествия, которые я и выкладывал последние 4 месяца. Кейт редактировала, Ингрид занималась технической частью, а на Сайрусе проверялось качество текста. С последним пунктом, правда, возникла заминка — для шотландского аристократа у нашего критика оказался исключительно хороший вкус. В конце концов было решено считать текст годным, если Сайрус не рвал черновик в порыве праведного гнева. Когда ему показали эту заметку о возвращении в Нью-Йорк, он долго не мог поверить, что она состоит всего из двух предложений. Поэтому, по совету Кейт, я выкладываю отчет о путешествии в мир, располагающийся по координатам «JT—1997/2а; t=0,5».

Как известно по крайне мере мне, я не единственный, кто способен манипулировать реальностью. Ингрид тому пример — она получила свои силы примерно тем же образом, что и я, находясь в другой части света. В рамках же мультивселенной таких личностей практически бесконечное количество. У некоторых эти способности врожденные, и такие действительно чаще всего сходят с ума, замыкаясь где-нибудь в своем собственном мирке. Те же, кто получил свои силы искусственным способом, обычно обладают куда большим контролем над ними. И, что интересно, практически все такие люди, которых я встречал (ну, кроме той же Ингрид), пытаются создать утопию. И вселенная JT—1997 определенно является одной из таких утопий.

Наиболее интересной частью этого мира является небольшой (примерно с Австралию) континент под названием Валинор. Валинор, можно сказать, находится на другом уровне реальности — в него нельзя попасть обычным способом, лишь нарезанием пространства внутри либо этого, либо какого-либо другого мира. Направлением перемещения в данном случае будет «плывите на запад», причем не столько в географическом, сколько в метафорическом смысле. Точка материализации находится в океане на расстоянии пары десятков километров от берега, но хочу предупредить — переход возможен только на деревянном парусном судне. Вообще, этот мир в целом и Валинор в частности сильно отстал в плане технологического развития. Цивилизация здесь существует не намного меньше, чем на моей родной Земле, но застряла на уровне средневековья.

Причина тому — магия. Известно, что, при повсеместном распространении индивидуальных способностей к реальностным манипуляциям (или магии, как ее чаще всего называют местные жители), пропадает стимул к развитию технологий. А в мире Валинора магия очень и очень распространена. Волшебство не воспринимается как нечто необычное, магические артефакты практически валяются под ногами, а треть всего холодного оружия является зачарованным. Валинор же является эпицентром всей местной магии, и, похоже, местом происхождении жизни как таковой. Анализ легенд и сказаний местных жителей показал, что все три основные расы мира произошли оттуда. Насчет расы людей у меня есть сомнения, а вот в случае двух других это вполне может быть правдой. Дварфы, хотя и не обладают какими-то экстраординарными особенностями, сохранили остаточные колебания, позволяющие предположить, что их некогда создали путем манипуляций над генотипом людей. Это низкие, долгоживущие и очень бородатые гуманоиды, обитающие под землей, занимающиеся в основном шахтерским или кузнечным делом и отличающиеся поразительным упрямством. Впрочем, их нет в Валиноре, а жаль — они умеют устроить хороший пир.

Куда любопытней другая раса, эльфы. Как и дварфы, они являются продуктом реальностных манипуляций, но в их случае даже дополнительных измерений проводить не нужно. Они бессмертны, не стареют, обладают ловкостью, превышающей человеческую, и врожденными способностями к местной магии. Именно через них я обнаружил Валинор — эльфы утверждали, что они оттуда родом и, закончив все свои дела в «мире смертных», туда же и возвращаются. Сначала я думал, что это обычные легенды о загробной жизни, пока не увидел воочию корабли, наполненные эльфами, уплывающие на запад. Разумеется, я не смог устоять и проник на один из этих кораблей.

После недели пути корабли прибыли в порт под названием Аваллонэ. Порт располагается на самой границе пузыря, укрывающего Валинор, на острове Тол-Эрессеа. Аваллонэ выполняет функцию острова Эллис, разве что, менее грубо. Жители Валинора в общем и целом уверены, что мир вокруг — сосредоточение хаоса, анархии и заразных болезней, поэтому всех, кто прибывает с кораблями, следует проверить и, в случае чего, отправить обратно. Прохождение таможни было для меня несколько проблематично, поскольку я — не эльф, а сотрудники таможни не принимают взяток. Пришлось поиграть с вероятностью событий, вызвать сильный шторм в зале ожидания и проскользнуть, пока все отвлечены полетами под потолком.

За свою жизнь я побывал во многих портах. Практически все они — шумные, хаотичные, густо населенные города. Но Аваллонэ выбивается из этого описания. Фактически, это самый аккуратный город из всех, что я видел. Это определенно связано с характерами самих эльфов — это раса идеальных со всех точек зрения существ. У них нет воровства, убийств, междоусобных войн, а единственный их недостаток, гордыня, и та чувствуется не всегда. Все это крайне подозрительно — определенно, тут поработал некто решивший создать утопию. Справился он с этой задачей явно лучше, чем некогда я, и именно благодаря эльфам. Эльфы служат своего рода модераторами — живя в «мире смертных», они косвенно (а иногда и напрямую) учавствуют в происходящих событиях и манипулируют ими ради победы некоего добра. Такие мотивы всегда вызывали во мне искреннее недоверие. К сожалению, все мои попытки найти источник всех изменений в мире потерпели крах — кто бы он ни был, он отлично спрятался.

Правильность и аккуратность делают Аваллонэ довольно скучным городом, эдакой романтической интерпретацией средневековья с добрыми тавернщиками и без помоев, выливаемых тебе на голову. Сайрусу он бы понравился, но мне в нем было уныло, поэтому на пароме я переправился на большую землю и направился в столицу, надеясь, что там будет веселее. Ориентация на местности оказалась куда сложнее, чем казалось вначале. Ландшафт Валинора часто меняется без всякой на то причины. Одной из немногих констант является горный хребет, окружающий внутренний, самый населенный регион Валинора. Тут надо отметить, что я несколько ошибся с названиями. Формально, континент называется Аман, а Валинор — страна, занимающая примерно две трети континента. Но, поскольку оставшаяся треть не представляет никакого интереса и частично затоплена, этой ошибкой можно пренебречь.

Постоянно меняющаяся география стала для меня большой преградой в поисках столица. Эльфы связывают это с некими «Валар» — божественными духами, меняющими свои владения по своему усмотрению. Впрочем, никаких фактических доказательств существования этих Валар я не нашел, поэтому о них можно забыть. Ориентироваться на местности при помощи компаса тоже не получалось — защитный пузырь нарушает магнитное поле. Оставалось полагаться на солнце и луну. Столица Валинора, Валмар, располагается на юго-востоке, и путь туда пешком занял примерно три дня.

Должен заметить, что это очень необычная столица. И дело не в воротах, отлитых из чистого золота (что столь же частая, сколь и дурацкая практика). Дело в том, что в Валмаре не живут. Вернее, не совсем так. Формально в Валмаре живет клан высших эльфов под названием Ваниар и пресловутые Валар. Но Валар, как я уже упомянул, скорее всего не существуют, а Ваниар никто не видел уже пару тысяч лет, так что их существование тоже под сомнением. По крайней мере, я не нашел ни одного жилого дома в пределах Валмара. Чего полным-полно, так это храмов с колокольнями — когда все они начинают бить, находится в городе невозможно. Из необычных достопримечательностей надо отметить холм Эзеллохар, на котором находятся старые, мертвые деревья. Эльфы поклоняются этим деревьям, утверждая, что от их плодов произошли местные солнце и луна, и что некое вселенское зло их когда-то погубило, оставив в текущем состоянии. Не самой плохой идеей было бы привести сюда какого-нибудь биолога и узнать побольше об этих деревьях.

Восточней Валмара находится цепь гор Пелори. Эти горы ограничивают «настоящий» Валинор от остального континента, и, по легенде, были созданы Валарами для защиты от вышеупомянутого вселенского зла. Узнав, что там находится защитный бастион Валинора, Тирион, я отправился к нему, решив, что уж хотя бы он должен быть настоящим населенным городом. Частично я оказался прав — в Тирионе действительно живут эльфы. Но вот реальным бастионом его назвать сложно. Тирион построен из мрамора и стекла. Мрамор, конечно, неординарный выбор материала, но он хотя бы относительно прочен. Но стекло — это совершенное безумие. Впрочем, Тирион никогда ни от кого не оборонялся, так что убедиться в этом безумии эльфам не пришлось.

Основная достопримечательность Тириона — башня. Не совсем понимаю, зачем посреди ущелья, окруженного высокими горами, надо строить еще и башню. Но, должен признать, она действительно красива. Сделаная, как и все остальное в Тирионе, из белого мрамора, башня светится по ночам. Вряд ли столь явно указывать на единственный проход в горной цепи — хорошая идея, но светящяяся белая башня смотрится очень эффектно. Башня несет и практическую функцию — поскольку дальше на восток находится море, она служит навигационным ориентиром для кораблей, плавающих вокруг берегов Валинора. В остальном, реальность в Тирионе чувствуется не больше, чем в остальных валинорских городах — идеально чистые улицы, идеально чистые мраморные дома, идеально аккуратные жители.

После пары недель жизни в Валиноре я поставил себе цель — найти хотя бы одно место, где настоящая жизнь взяла бы свое. И мне это в конце концов удалось. На севере Валинора, с внутренней стороны гор Пелори, находится крепость под названием Форменос. По легенде, она была местом ссылки какого-то известного своей яростью эльфийского героя. Поскольку ярость черта для эльфов нехарактерная, я заинтересовался этой легендой и решил посетить Форменос как единственное четко указанное в легенде место. Внешне крепость — обычный для Валинора город: чистый, белый и угнетающе правильный. Но местами там проглядывает куда более интересное прошлое. Скажем, с западной стороны города сохранились остатки полноценной каменной защитной стены с бойницами, а под ними — скелеты, погибшие явно не естественным путем. С противоположной же, горной стороны находится единственный во всем Валиноре арсенал, заполненный любопытными и очень мощными образцами средневекового оружия и боевых машин. Более того, под Форменосом находится бывшая сокровищница, прославленная в легендах как самая богатая сокровищница этого мира. Все это не совсем соответствует текущему образу эльфов как отрицающих материальные ценности созданий, что намекает на некогда наличие у них нормальной истории с войнами и сражениями. Увы, даже тщательный допрос полудюжины эльфов не дал никакой информации — они, похоже, искренне не знали, зачем им все эти средства массового и индивидуального уничтожения.

В тот самый момент, когда бесплодность попыток выяснения природы Валинора стала очевидна, я его покинул — каким бы обширным терпением не обладал человек, есть ограниченное количество идеальности, которое можно вынести. Насколько помню, вернувшись домой, я хотел было занести изучение мира «JT—1997/2а; t=0,5» в список дел. К сожалению, что-то меня отвлекло (кажется, пирог), и я об этом забыл. Эти записи были подняты лишь позавчера, когда я готовил заметки к публикации и искал что-нибудь для заполнения пустого пространства. Валинор показался подходящим, так что, после небольшой редакции, мы его и публикуем.

Это последняя из заметок, касающихся моего отпуска. Нам потребуется некоторое время на уточнение дальнейших планов. Мои друзья хотят заставить меня выкладывать воспоминания с самого начала, а я сопротивляюсь. Исход пока неизвестен.

Элайдж Гейтсман.

Том второй, «Утопии»

Читать ›