Том 1, глава 6:

Акрополь

Дорогая Кейт!

Пишу тебе из городка Литохоро. Довольно симпатичный город на восточном склоне горы Олимп. Сюда меня привез гид из Афин позавчера утром, чтобы провести экскурсию по Олимпу. Вообще, Греция — неплохая страна, в которой красивых руин больше, чем людей. Не самая лучшая кухня, правда я никогда не питал особой любви к морепродуктам, но есть можно. В самих Афинах было, что посмотреть, но мне пришлось поехать в Литохоро ради работы.

В отличие от предыдущих двух миров, к этому мы с Ингрид подготовились. Согласно показаниям компьютера (по крайней мере, после того, как мы заставили его работать), взрыв связал два мира. Один из них я посещал раньше — это был мир, практически аналогичный нашему, только находящийся в эпохе античности. Никаких изменений в нем не было, что заставило нас предположить проявление аномалии в каком-то другом мире. Прогнозирование усложнилось из-за смерти всех людей, генерирующих аномалию. В конце концов мы вычислили приблизительное местонахождение мира и точку, из которой в него проще всего было бы попасть. Этой точкой оказалась, собственно, гора Олимп.

Дождавшись, пока гид уйдет, я шагнул в пространство и оказался на широкой мраморной площадке, откуда открывался вид на город, состоящий, кажется, из одних храмов, и без каких-либо признаков жизни. В общем, учитывая смерть источников аномалии, это было неудивительно — без поддержки мир начал возвращаться в нормальное для него состояние. К примеру, большинство домов-храмов были потрескавшимися, частично развалившимися и сплошь покрытыми паутиной. То, что строили на площадках, сильно выдающихся от склона горы, обрушилось вместе с площадками. Правда, было не понятно, почему здания были как-то связаны с аномалией — они выглядели совершенно обычными и не нарушающими законы физики.

Требовалось найти источник информации. Обычно в таких случаях следует найти людей или библиотеку. К сожалению, людей на улицах города все еще не было, поэтому я отправился на поиски чего-то, хотя бы отдаленно напоминающего хранилище мудрости. Насколько я помнил древних греков, они очень ценили знания, так что даже у их богов должно было быть какое-то хранилище книг. Поэтому я включил фильтр восприятия и стал бродить по городу, заходя во все большие дома подряд, надеясь наткнуться на нужный. Процесс напоминал прогулку по музею под открытым небом, но без фотографирующих все подряд туристов, так что я не ожидал появления каких-либо сложностей.

Как ни странно, я ошибся. Хотя снаружи дома выглядели, как обычные полуразрушенные греческие храмы, изнутри нарушались все законы архитектуры, физики и причинно-следственных связей. Видимо, во время активной поддержки аномалии в домах пространство и время искривлялись, иногда весьма причудливым образом. Когда же поддержка прекратилась, реальность не успела (или не смогла) восстановиться полностью. В результате я столкнулся с самыми разными отклонениями — эшеровской геометрией, неустойчивой гравитацией, изменениями цветовосприятия, а в одном случае даже невозможностью изучить здание: входя в него, я одновременно из него выходил.

Прошел час, прежде чем я наконец нашел библиотеку. Она оказалась очень большим зданием, заполненным книгами даже больше, чем это характерно для библиотек. В дизайне доминировала какая-то совиная тематика — барельефы с совами, картины с совами, мозаики с совами и статуи сов. Большинство книг сборниками поэзии или текстами пьес (в том числе, про сов), что не представляло особого интереса, но, через некоторое время, я обнаружил историческую хронику. Усилия по поиску определенно того стоили, хроника была подробной. Пока жило поколение, подвергнувшееся воздействию взрыва, мир процветал — возникли сотни невозможных существ, вроде кентавров или сирен, боги обладали невероятными способностями и жили в великолепном городе, называемом Акрополем. А потом люди умерли. Первыми исчезли мифические существа. Я было решил, что боги, используя остатки своих огромных сил, предпримут что-нибудь, но они предпочли игнорировать происходящее. Единственным, кто отреагировал, был какой-то парень по имени Геракл, но его ответ был несколько несимметричным — он отправился в поход, из которого не вернулся.

Со временем ситуация только ухудшалась. Мелкие боги сначала теряли свои способности, а потом попросту испарялись. Пустые храмы раньше были их домами. Природа остаточных аномалий мне еще была не понятна, но с этим я планировал разобраться позже. Любопытно, что хозяин библиотеки (судя по ее состоянию, все еще живой) уделял много внимания фиксированию происходящих событий. Я нашел точные даты гибели всех богов, а также довольно короткий список ныне живущих. К нему даже прилагалась карта с указанием местонахождения их домов. Разумеется, нужно было их посетить.

Цели моего похода — около дюжины домов-храмов — были сильно разбросаны по Акрополю. Я выбрал ближайшие к библиотеке три дома. Визит в первый же объяснил наличие локальных аномалий. Снаружи это было сравнительно небольшое здание, которое никак не могло вмещать в себя огромную трехэтажную вечеринку с фонтанами вина и конфетти. Видимо, дом был как-то связан с силой живущего в нем бога. Когда бог жил, дом содержал в себе карманное измерение, изменяющееся по воле хозяина. Когда же бог умирал, это измерение выходило из-под контроля и в лучшем случае исчезало, а в худшем искривлялось очень неэвклидовым образом.

К сожалению, помимо хозяина библиотеки, все владельцы посещенных мной домов продолжали делать вид, что ничего не происходит. Огромная вечеринка — лишь один из примеров. Есть что-то грустное в вечеринке, на которой веселится один-единственный человек. Два других посещенных мной дома были не намного лучше. Один, очень большой и явно принадлежащий очень важному богу, содержит в себе склон горы с собственным небом, терассой, статуями и столом. Стол накрыт на большое количество людей, но на тот момент за ним сидел лишь один — довольно унылый мужчина с большой бородой, что-то бурчащий про надоевшую ему жену и пьющий явно алкогольные напитки. Второй дом был еще больше — он содержал в себе целый лес, по которому бегали олени. Хозяйка дома бегала вслед за этими оленями с луком, но, кажется, целенаправленно промахивалась. Вполне разумно, учитывая, что олени не бесконечны. Правда, судя по скелетам (иногда человеческим), разбросанным по лесу, раньше местная охота была куда более… захватывающей.

Я вернулся в библиотеку, чтобы попробовать найти места, не столь подверженные запустению. В конце концов я нашел координаты места жительства двух богов, предпочитающих быть подальше от основной группы. На мое счастье, местные карты совпадали с картами нашего мира, поэтому я смог телепортироваться вместо утомительной прогулки пешком. Первым я решил посетить дом Гефеста. Гефест живет на острове Лемнос и примечателен тем, что у него не было никаких сверъестественных сил с самого начала. Он просто был очень и очень хорошим кузнецом и инженером, умеющим использовать аномалии для создания сложных устройств с необычными возможностями. И, когда реальность стала восстанавливаться, а мир увядать, Гефест ничего не потерял. Сейчас он просто живет на своем острове и продолжает создавать различные вещицы.

Удостовериться, что я на Лемносе, оказалось достаточно просто — поскольку Гефест завел у себя на острове еще и механизированную сталелитейную промышленность, над ним (островом, а не Гефестом) постоянно висят облака дыма. Да и на самом острове, кроме заводов и мастерской, ничего нет — песок и скалы. И механизмы — для защиты своего острова от непрошенных гостей Гефест сделал около дюжины механических стражей около двух метров высотой. За прошедшее время в строю остались только трое, да и те барахлят — их можно с легкостью обогнать прогулочным шагом.

Как я и ожидал от бога инженерии (или чего-то в это роде, никогда не мог запомнить специализации греческих богов), Гефест отреагировал на грядущий конец света попыткой от него спастись. Насколько можно было судить по аппаратуре в его мастерской, он решил создать нечто вроде стазисного бункера — помещение, защищающее от любых изменений реальности или пропажи оных. Поразительно бесполезное занятия, но Гефест придумал несколько интересных инженерных решений. Я сфотографировал чертежи, потом с Ингрид разберемся. 

Вторым пунктом была точка к северу от Акрополя — река под названием Ахерон. Чего я совершенно не ожидал там увидеть, так это лодочника — небольшого сухонького старичка, который за серебрянную монетку стоимостью примерно 20–30 пенсов перевез меня на другой берег реки. Я ожидал чего угодно, но не оказаться действительно на другом берегу. Еще более другом — берег был вообще в другой реальности, судя по всему, карманной. На берегу была большая вывеска, гласящая «Царство Аида».

Возвращаться в библиотеку было долго, а телепортироваться из карманной вселенной было опасно, поэтому для уточнения я создал том греческой мифологии. Как всегда, книга прояснила ситуацию. Как и в любой порядочной мифологии, в древнегреческой мифологии была концепция царства мертвых. Этим царством правил Аид, брат Зевса. Согласно легендам, помимо хранения душ умерших, в царстве Аида также содержались люди и монстры, по тем или иным причинам осужденные на вечное наказание (обычно довольно ироничное). Соответственно, такое место было практически неразрушимым, ведь никто не хочет, чтобы армия огромных многоконечностных монстров сбежала и начала сеять хаос. И, когда мир вокруг начал разрушаться, сработал парадокс всемогущества — царство Аида оказалось действительно неразрушимым. Я точно не знаю, что произойдет, когда мир обрушиться окончательно, но, думаю, это будет занимательно.

Царство Аида представляет собой довольно обширное и ровное плато, по краям обрывающееся в пустоту. Земля здесь черная, погода постоянно туманная, ветров и дождей нет. Через плато протекают пять рек. Я не знаю, откуда берется вода в четырех из них, поскольку с обоих конца реки заканчиваются водопадами. В случае с Ахероном, рекой, через которую осуществляется переход в царство Аида, все еще интересней. В реальности вне Аида она выглядит как обычная река, а здесь каким-то образом образует кольцо. На острове, созданном этим кольцом, раньше жила огромная трехголовая собака, но ее, видимо, забывали кормить, поэтому неудачливое животное теперь мертвым лежит на берегу.

Реки, вообще, самая выдающаяся достопримечательность карманного мира Аида. Легче всего найти Флегатон. Это длинная, извилистая река, которая горит. Логика тут работает слабо, но это действительно река из воды, и она действительно горит. Как и остальные три реки (Ахерон не в счет из-за его зацикленности), Флегатон протекает вдоль одной из сторон относительно прямоугольного плато, с обоих концов проливаясь в пропасть. Надо признать, огненный водопад — величественное зрелище.

Параллелльно Флегатону, но с другой стороны плато, протекает река Стикс. Стикс не горит, но его особые свойства заключаются в другом — вода из этой реки делает неуязвимым. При этом, неуязвимыми становятся лишь те части, которые покрыты водой. Хитрый ход, из-за которого какая-то часть все равно останется уязвимой. Третья река назывется Кокитус и не представляет ничего особенного — это просто река. Что касается четвертой, то она называется Лета. Все остальное я, к сожалению, забыл.

Само царство Аида делится на три части. Первые две — Элизиум и Елисейские поля. Хотя теоретически Элизиум должен быть райским местом для героев и полубогов, а поля — складом душ простых смертных, особой разницы я не почувствовал. Разве что, на Елисейских полях растут красивые белые цветочки, а Элизиум немного затоплен. А вот третья часть, Тартар, куда более интересна. Согласно книге, боги использовали его как тюрьму для особо отличившихся преступников-людей, а также всевозможных монстров, о которых я упоминал выше. Находится он под основным плато царства Аида, и единственный способ спустится туда, не прибегая к летательным средствам — через падающие вниз воды Флегатона, Кокитуса или (возможно) Леты.

Большинство узников Тартара — гиганты, первобытные великаны, представляющие большую опасность для богов и потому запертые. Есть здесь и несколько богов старшего поколения. Нахождение в царстве Аида защищает их от исчезновения из-за недостатка веры, так что в какой-то момент они останутся единственными богами в мире. Меньше всего здесь узников-людей — тех, кто при жизни сотворил вопиющее святотатство (например, пытался перехитрить смерть). Таких людей здесь наказывают каким-нибудь ироничным способом — диетой или регулярными физическими нагрузками. Путешественнику вроде меня не просто нечего там делать — находиться в Тартаре попросту опасно. Некоторые узники ни к чему не привязаны и могут попытаться убить гостя. И, скорее всего, в этом преуспеют.

Решив, что с меня довольно, я вернулся к причалу, переплыл через Ахерон (на что ушла еще одна серебрянная монетка) и перенесся обратно в Литохоро. Через пару часов я поеду в Афины, а пока отправляю тебе, вместе с этим письмом, пробы воды всех рек царства Аида. Данные с резонатора уже отправлены Ингрид, проследи, чтобы она их занесла в базу данных. Должен заметить, что вернуться в Европу очень приятно, и дальше будет только лучше. До следующего письма.

Элайдж Гейтсман, 6 сентября.

Мидгард

Элайдж Гейтсман — 20 Сентября 2015

Читать ›